Daily Journal Tag

Daily Journal Tag

Сборник открытых писем к интернет-общественности

Зачем нужны оптические фильтры для фотоаппарата?

Светофильтр

Вот казалось, в эпоху развитых фоторедакторов, необходимости в таких устройствах, как оптические светофильтры для фотоаппаратов, уже нет необходимости. Правильно, сейчас из обычного снимка, например, в том же Gimp или Photoshop (кому что удобнее), можно сделать любой зафильтрованный кадр, применив к нему один или несколько эффектов из набора программы.

Однако, есть у светофильтров свои особенности, которые сильно облегчают жизнь фотолюбителю.

Цветные светофильтры

Какие же бывают светофильтры для фотоаппаратов и зачем они нужны? Кратко пробежимся по основным используемым на сегодня светофильтрам.

Защитный фильтр

Защитные светофильтры – светофильтрами по своему прямому предназначению не являются. Главная их задача – сохранить переднюю поверхность объектива от механического износа. Обычно эти фильтры обозначаются литерой N. Она означает, что этот фильтр содержит в своей конструкции простое прозрачное осветлённое стекло. Многие фотографы и фотолюбители на практике для целей защиты стекол объектива часто используют ультрафиолетовый фильтр UV, совмещая “приятное с полезным”. На цену защитного светофильтра влияет наличие многослойного просветления (MC, HMC, UMC и т. д.). Кроме того, такие фильтры могут быть влагоотталкивающими и влагозащищённым.

Нейтральный фильтр

Нейтральные светофильтры применяются для снижения эффективной светосилы объектива без изменения его геометрических характеристик. Часто такие фильтры применяются с объективами, не имеющими диафрагмы. С такими объективами вообще применяются фильтры с плавной регулировкой плотности светового потока. Конструктивно они представляют из себя два поляризованных фильтра в одном корпусе, и если вращать из друго относительно друга – изменяется световой поток.

Нейтральные фильтры выпускаются разной плотности. Эта характеристика обязательно указывается в названии.

Самый светлый из нейтральных фильтров — Н-2x (ND2). Цифра в названии указывает на долю света, проходящую через этот фильтр. Так например, для ND2 доля равна 1/2, или – половина). Н-4x (ND4) будет темнее, Н-8x (ND8) ещё темнее, и так далее.

Если установить подряд несколько таких фильтров, то итоговая кратность совокупности фильтров находится через перемножение кратностей этих фильров. Например, если вместе установить фильтры Н-2x и Н-4x, то их кратность будет равна 8 (2*4=8).

Солнечный фильтр

Солнечный фильтр является очень плотным нейтральным фильтром, который позволяет без особого труда снимать Солнце, электрическую дугу и другие явления, значительно превышающие по яркости обычные предметы. Плотность таких стёклышек начинается от Н-400x (ND400).

Фотолюбителю средней руки таки светофильтры просто ни к чему. Хотя можно один раз побаловаться, если, конечно, приобретать такие вещи за умеренную плату на AliExpress.

Градиентный фильтр

Как вы поняли из названия, градиентный фильтр имеет неравномерным по плотности светопропускающим слоем. Помимо плотности, может меняться и цвет. Обычно градиентный фильтр применяют для выравнивания яркости сцены, притемняя или меняя цвет части изображения. Как пример – компенсация избыточной яркости неба.

В данное время применяется редко, так как градиентный фильтр легко сымитировать в фоторедакторе.

Спектральные (цветные)

Тоже касается и спектральных цветных светофильтров. В данный момент можно применить эффект “цветной светофильтр” популярными фоторедакторами.

Просто, чтобы вы знали, спектральные фильтры подразделяются:

Ультрафиолетовые

Ультрафиолетовый блокирующий фильтр (бесцветный фильтр) — предназначен для снижения воздействия ультрафиолетовой части спектра в горных, высотных и иных аналогичных условиях съёмки. Актуален только в случае, если объектив пропускает ультрафиолетовую часть спектра.

Ультрафиолетовый пропускающий фильтр — для специальных съемок. Применяется в научных исследованиях.

Инфракрасные

Инфракрасный пропускающий фильтр — пропускает инфракрасную часть спектра, задерживая все остальные части спектра.

Инфракрасный блокирующий фильтр — применяется, как правило, в системах, оптика которых не рассчитана на работу с инфракрасными длинами волн, и поэтому создающих не резкие изображения.

Корректирующие

  • Корректирующие фильтры применяются в чёрно-белой фотографии; «жёлтый фильтр», «жёлто-зелёный фильтр», «оранжевый фильтр» и «красный фильтр» в разной степени демпфируют синюю часть спектра и делают изображение более контрастным. «Голубой фильтр» обладает противоположными свойствами.
  • Для цветной фотографии применяются светофильтры всевозможных цветовых оттенков. Например, «красно-коричневые фильтры» и «синие фильтры» — для создания эффекта искусственного освещения при дневном свете, или эффекта дневного света — при искусственном освещении.
  • Флуоресцентный фильтр — специальный корректирующий светофильтр, приводящий освещение лампами дневного света к балансу, близкому к лампам накаливания.
  • Конверсионные фильтры для фотографирования при свете ламп накаливания на цветную фотоплёнку, предназначенную для солнечного освещения и наоборот.

Эффектные

Можно сказать, что все световые фильтры, перечисленные в этой статье, являются эффектными. Да, манипуляции со светом – это эффект. Но вот именно группа “эффектных” светофильтров творить со снимками настоящие чудеса.

Так, например, есть фильтры, образующие “корону” вокруг источников света. Или, например, сверкающие точки – “блики” в разных частях кадра.

Некоторые эффектные светофильтры создают эффект тумана, дымки, размытие резкости и т.д.

Т.е. если все вышеперечисленные фильтры используются для улучшения характеристик фототехники и, соответственно, качества фотоснимков, то “эффектные” светофильтры применяются исключительно для создания художественных эффектов.

Кстати, таких фильтров в огромном количестве можно прикупить на Али (можно, конечно, и не Али, я не принуждаю).

Заключение

Как вы поняли из статьи, применение светофильтров на современном цифровом фотоаппарате и сейчас очень актуальная тема. И сейчас, как и раньше, их применение обуславливается необходимостью получить более качественный кадр, для облегчения дальнейшей обработки кадра, исходя из условий съёмки.

Кроме того, можно взять эффектные художественные светофильтры, просто чтобы поиграться, поэкспериментировать. Я уверяю вас, вам понравится результаты этих экспериментов.