Daily Journal Tag

Daily Journal Tag

Вокруг да около в фотографиях и постах

Теплый ламповый свет

Лампа накаливания для фотостудииКак всегда, после нескольких месяце застоя на данном ресурсе нет-нет да и проскочит статья на тему фотографии. 

В этой статье речь пойдёт о студийном освещении, которое основано на лампах накаливания. Кстати, вы не задумывались никогда, почему в студиях используются в качестве источников света лампы накаливания? 

В эпоху энергосбережения вокруг начали появляться источники света нового поколения. Последний писк моды – светодиодные лампы. До этого широко были распространены компактные люминесцентные лампы. И хотя сейчас светодиодные студийные осветительные приборы находят всё большее применения, многие профессиональные студии до сих пор отдают предпочтение именно лампам накаливания и их логическому продолжению – галогенным лампам.

Почему именно лампы накаливания? Всё просто! Каждая лампочка Ильича делается по обкатанной технологии под определённое напряжение и мощность. Разницы практически нет даже между разными производителями (есть конечно экспериментальные изделия, но в основном вам их купить не удастся). При этом все лампы включаются в пределах одной студии включаются в одну и туже сеть. Материал нити накаливания один и тот же, сопротивление тоже… поэтому все лампы светят одной цветовой температурой (один оттенок цвета, если хотите). Что это даёт? В пределах одного помещения мы получаем абсолютно ровное освещение одного цвета. При фото и видео съёмке это свойство ламп накаливания имеет первостепенное значение.

Почему не походят газоразрядные люминесцентные лампы? Всё дело в том, что основным светоизлучающим элементом такой лампы является люминофор. Люминофор – это специальный химический состав, который наносится на внутреннюю поверхность стекла газонаполненной колбы, при попадании на который ультрафиолетовый свет, излучаемый газом под воздействием электрического тока, преобразуется в видимый человеческому глазу спектр. Сам люминофор даже в пределах одной партии может иметь неоднородный состав. Всё зависит от того, как его транспортировали, подготавливали к нанесению на колбы и т.д. Получается, что спектр такой лампы сильно зависит от соотношения пигментов и других веществ в составе люминофора. Поэтому не редки случаи, когда даже в пределах одной партии (да что там партии, одной коробки) могут попасться лампы, цветовая температура которых будет отличаться. Представляете, если сцена будет освещена разными источниками освещения?

А почему не светодиоды? Примерно по той же самой причине. Конечно, производство светодиодной техники более сложный процесс, чем люминесцентных ламп, и точность тут намного выше. Однако, тут есть свои особенности. Не будем говорить, что цветовая температура может отличаться от производителя к производителю. Этот факт считаем разумеющимся самим собой. Светодиодная техника при работе “садится”. Т.е. от продолжительности работы устройства зависит его яркость, а главное – температура. Так, если два абсолютно одинаковых светодиодных софита использовать в процессе съёмки с разной эффективностью, то интенсивность свечения этих приборов с течением времени начнёт отличаться, а вместе с ней и цветовая температура.

Какая именно по конструкции лампа накаливания – не важно. Будь то простая прозрачная колба, светорассеиватель или светоотражатель – главные параметры лампы – мощность и напряжение. 

Вот такой краткий ликбез. 

Просмотры: всего 42, сегодня 1