Разный подход к блогерству

Пока одни блогеры твердят, что текстовому формату пришёл конец, и начинают поиск себя на других площадках, другие, несмотря ни на что, продолжают вести успешные блоги в этом формате. И дело тут не в конце эпохи текстовых блогов, или их видоизменении. Просто текстовый блогинг перестал быть массовым явлением. Для того, чтобы “быть в сети”, теперь не обязательно иметь блог – достаточно профиля (двух) в одной из популярных социальных сетей. Некоторым же достаточно одного только мессенджера.

Но несмотря на это, блогосфера практически не изменилась. Те, кто хотел писать – пишут, те, кто читает – продолжает оставаться в рядах читателей web-чтива.

Но о развитии блогосферы и причинно-следственных связях лучше почитать в Вики.

Не будем также говорить про очевидные вещи – чем текстовый блог отличается от микроблога, или фото- от видеоблога. А вот про отличие блогеров запада и отечественной практики ведения блогов поговорим.

Небольшой экскурс в историю блогинга

Годом зарождения блогов принято считать 1992-й. Первым блогом была страница Тима Бернерса-Ли (изобретатель URI, URL, HTTP, HTML, один из создателей Всемирной паутины, если вы не знали), где он публиковал новости в хронологическом порядке.

Однако, сама концепция блогинга получила широкое распространение лишь спустя 4 года – в 1996 году. Для многих творческих личностей блог стал доступным, дешёвым и оперативным издательским инструментом.

Сам термин weblog был предложен Йорном Баргером 17 декабря 1997 года. Позже, в 1999 году, Питер Мерхольц в своём блоге в шутку предложил сокращённую версию – blog, которая и стала повсеместно использоваться. Кстати, 2 мая 2018 года Питер Мерхольц отпраздновал 20-ти летие своего блога Peterme.com.

Но блогосфера не стала бы блогосферой, если бы не стала массовым явлением. А по-настоящему “народным” блог стал с появлением бесплатной блог-платформы blogger.com, запущенной Pyra Labs 23 августа 1999 года. И не смотря на то, что Pyra Labs уже давно принадлежит Google, в целом на проекте сохранена концепция того времени – пользователи, т.е. блогеры, не имеют возможностей социальных сетей, потому что нет инструментов для социальных связей (отдельные виджеты не в счёт), как, например, это было позже реализовано в livejournal.com.

Отличия западных и русских текстовых блогов

Самое главное отличие этих блогосфер состоит в том, что на западе популярным видом блогов являются отдельностоящие блоги (stand alone blog). Топовые блогеры и медийные личности имеют в распоряжении свой собственный домен с блогом на платном хостинге. В рунете же – наоборот – все известные блогеры и медийные личности в качестве основной трибуны используют блог-платформы и социальные сети.

Я слышал версии, что отличия русскоязычной и англоязычной блогосферы изначально обусловлены некоторым опозданием популяризации блогинга в рунете. Если изначально западный пользователь принял и проникся концепцией отдельно стоящего блога (stand alone blog), то русскоязычный среднестатистический блогер зарождался уже на просторах livejournal.com, проекта со всей атрибутикой социальной сети. Кроме того, блог-платформы того времени были исключительно англоязычными. Изучение и освоение нового вида общения происходило инициативными группами. А именно ЖЖ стал той площадкой, где благодаря социальным связям можно было не потеряться среди своих знакомых и приобрести новых.

В этом, несомненно, есть доля правды. Но дело тут скорее в менталитете, а точнее – в изначальном отношении к авторскому праву.

Ребята с запада очень щепетильно относятся к продуктам интеллектуального труда, понимая его ценность и востребованность. У нас с этим делом до конца нулевых были большие проблемы. Да и в то время мало кто из наших популярных блогеров задумывался о монетизации собственного контента. Главное было в том, что на бесплатных блог-платформах можно бесплатно публиковать и хранить свои статьи.

Но бесплатность подразумевает под собой некоторые жертвы. Например, ваш текст и фото (и видео) может быть использован по усмотрению владельцев сервиса, так как по факту права на ваш труд принадлежат им. Иначе – публикуйтесь на собственной платформе и распоряжайтесь своим интеллектуальным имуществом как заблагорассудится.

Поэтому о собственном домене и платном хостинге никто и не задумывался. Ну кроме тех, кто был чем то обижен на политику блог-платформы, или тех, кто изначально хотел свой блог монетизировать.

Но монетизировать можно только тот блог, который был бы читаемым или имел достаточно большое количество переходов с поисковых систем. Поэтому каждый первый stand alone блогер в рунете (ну почти) считал своим долгом сделать именно оптимизированный под поисковые запросы блог.

SEO-блог – почти единственный формат российских stand-alone

В российском сегменте сети интернет доля личных автономных блогов весьма значительна. Единственная адекватная статистика по количеству автономников сохранилась только за 2013 год: так, в сервисе Блоги.Яндекс на момент закрытия было зарегистрировано 15 млн. блогов.

Однако, самое интересное, что популярнейшие из них были как раз блогами на SEO-тематику. Это тоже дань специфики российской блогосферы.

Те, кто изначально шёл в блогеры для заработка, сразу задумывались о собственном домене и хостинге, поскольку это единственный способ 100% контролировать рекламный контент на своём блоге. Только полное отсутствие социальной связности отдельно стоящих блогов позволяет рассчитывать только на поисковый трафик. И тут блогеры поняли, что чем лучше блог оптимизирован, тем больше на нём посетителей. Соответственно, тематика SEO развилась в русскоязычном сегменте отдельностоящих блогов пышным цветом.

Тем, кому становилось мало прибыли на контексте, решили вдобавок заниматься торговлей. Товар, которым занимались “продающие блоги” разнокалиберный – это могло быть что угодно, начиная от перепродажи товаров с китайских торговых площадок, заканчивая видео курсами о заработке собственного производства.

Но интернет торговля – это тема для отдельной статьи.

Блог-платформы с социальными связями

Самой известной и популярной блог-платформой в рунете с социальными связями считается livejournal.com. Однако, это не единственный ресурс подобного рода.

Приведём здесь краткий перечень блог-платформ с социальными связями:

  • Livejournal.com.
  • Liveinternet.ru.
  • Diary.ru.
  • Journals.ru.
  • Beon.ru.
  • Bloground.ru.
  • Twitter.
  • Tumblr.
  • Instagram.

Конечно же, благодаря виджету “Постоянные читатели” можно было бы в этот список отнести и небезызвестный blogger.com, но он совершенно не востребован среди пользователей этого сервиса. Поэтому blogger.com, wordpress.com и им подобные больше относятся к категории хостинга для отдельностоящих блогов с возможностью содержать его и вести на безвозмездной основе.

Кстати, популярные социальные сети типа vk.com, facebook.com и МойМир позвляют вести полноценный блог в собственном профиле или на отдельной специально отведённой под это дело странице в пределах этой социальной сети.

Однако, как полноценные статейные блоги (можно сказать – аналоги СМИ) на западе, в силу отношения к авторскому праву, не очень популярны на блог-платформах. Среднестатистический популярный блогер на западе публикует основные статьи на отдельно стоящем блоге, а в twitter (например) публикует анонсы статей или просто делиться безобидными происшествиями из своей личной жизни.

Современный блог – средство заработка

Любой популярный блог – это средство распространения информации (пусть не всегда массовой). А рекламодателям всё равно где рекламировать, для них это всего лишь площадка с возможностью воздействовать на аудиторию.

К тому же, популярным форматом монетизации блога сейчас является использование рекламных постов или так называемой нативной (естественно вписанной в контекст статьи) рекламы. Поэтому, при желании, можно монетизировать любой блог – на собственном домене и хостинге, или же на одном из блог-сервисов, главное – достаточная популярность ресурса.

Монетизируется всё – от блогов в ЖЖ до микроблогов в Twitter. Даже Instagram-блогеры нет-нет, да и занимаются рекламой тех или иных товаров. На пути к аудитории для рекламодателей нет препятствий. Главное – договориться о цене вопроса.

Если раньше среднестатистический блог ЖЖ выглядел как неуклюжий дневник с исповедью школьника, то теперь каждый пост из ТОПа ЖЖ – это грамотно сделанная журналистская (или публицистическая) работа, естественно – хорошо оплачиваемая.

В итоге, западному блогеру большую прибыль приносит контекстная реклама и партнёрские программы, в то время как нашему – прибыль идёт от рекламодателей разово за каждый опубликованный пост.

Так в чём, собственно, отличие?

Как я уже писал выше – в площадках. И, как следствие, в способах заработка.

Сейчас есть тенденция в русскоязычной блогосфере потихоньку переходить на свои домены, и, так или иначе, мы придём к тому, что популярные блогеры будут писать исключительно на своих площадках. Вот, например, известный в ЖЖ блогер Илья Варламов уже озаботился о приобретении домена, хотя пока блог функционирует на мощностях ЖЖ. Или Тёма Лебедев – более менее осознанные тексты публикует на своём сайте. Александр Беленький (macos) тоже завёл себе персональный сайт. И это лишь отдельные примеры.

В тоже время на западе появляется большое количество блогеров внутри социальных сетей (Instagram, Facebook и т.д.), которые себе не мыслят творчества за пределами этой социальный сети.

Можно предположить, что тенденция сохранится, и различия между блогосферами будут незначительными.

Подписаться
Уведомлять об
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Прокрутить вверх